HUMANOLOGY.MENosce te ipsum!

Категории раздела

Духовность [20]
Религия [5]
Биология, химия [39]
Математика, физика [17]
Эзотерика [11]
Биоэнергетика [39]
Медицина [52]
Психология [79]
Психиатрия [4]
Антропология [12]
Филология, лигвистика, морфология [18]
Социология [36]

Еще почитать...

07.09.2016 РАЗУМ
Осознание последствий не останавливает людей от глупых поступков
Психологи не связывают глупые поступки с уровнем IQ.
17.09.2017 ИМЕЮЩИМ УШИ
Мозг впервые подключили к Интернету
Ученые впервые в истории подключили мозг напрямую к Интернету.
17.04.2014 ИМЕЮЩИМ УШИ
Карта головного мозга сделает нас бессмертными
По словам ученого, в будущем у каждого человека будет два "диска" - с записью его генома и с записью "конектома".
09.01.2017 ТЕЛО
Как руки помогают думать
Чтобы решить сложную проблему, нужно в буквальном смысле повертеть её в руках.
10.12.2014 ИНОЙ ВЗГЛЯД
Депрессия может иметь инфекционную природу
Если теория верна, то, вероятно, в будущем удастся создать вакцину от депрессии.
17.01.2015 ИМЕЮЩИМ УШИ
Смитсоновский институт признал уничтожение тысяч скелетов гигантов
Смитсоновский институт признал, что уничтожил в начале 1900 годов тысячи гигантских человеческих скелетов.
28.07.2014 ИНОЙ ВЗГЛЯД
Ученые выяснили, когда люди склонны чаще лгать
Американские ученые пришли к выводу, что склонность людей лгать зависит от их хронотипа.
16.05.2016 ИМЕЮЩИМ УШИ
Не спишь — забудешь
Мозг обрабатывает выученное в фазе быстрого сна.
15.03.2015 РАЗУМ
Фокусы подсознания: мы многое осознаём, даже не осознавая этого
Результат эксперимента позволяет предположить, что возможности подсознания куда шире, чем считали до этого
23.06.2017 ТЕЛО
23 эмоции, которые люди чувствуют, но не могут объяснить
23 эмоции, которые люди чувствуют, но не могут объяснить.

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Читай каждый день!

На ФБ интереснее!

Каталог статей

Главная » Статьи » Филология, лигвистика, морфология

Язык аймара: как структура языка отражает способ восприятия мира

Вашему вниманию предлагаются отрывки из книги Ивана Гусмана де Рохас «Логические и лингвистические проблемы общения с народом Аймара», проанализировавшего кардинальные особенности языка индейцев аймара и показавшего необходимость применения не-Аристотелевой логики для его описания.

"Если бы какой-нибудь политик в общении с представителем индейцев аймара попытался бы сказать ему что-либо вроде:  “Давайте смотреть вперед и забудем прошлое…”, - он рисковал бы быть непонятым. И здесь дело не только в семантическом значении слов, но в логической подоплеке данного высказывания.

Для всех тех, кто думает на аймара, прошлое - впереди, а будущее – позади. Время неумолимо продвигается вперед, независимо от того, чем заняты люди вокруг. Невозможно представить того, что у нас впереди, не познав того, что уже случилось. Прошлое невозможно забыть - оно впереди, запечатленное в нашей памяти. Можно «сгладить» жесткость прошлых событий, но невозможно их вовсе не помнить.

Слово из языка аймара “qaruru” (завтра) состоит из двух элементов: “qaru” (непосредственно сзади) и “uru” (день). При выражении этого, говорящий человек рукой показывает вверх и назад. Для выражения “masuru” (вчера) используется жест рукой вниз и вперед; “qepa” одновременно означает “сзади” и “позже”.

В Боливии и Перу существуют два независимых друг от друга сообщества – коренное население, индейцы, говорящие преимущественно на языках аймара и кечуа, и испано-язычное население. Жизнь в них протекает параллельно. Несмотря на их многовековое соприкосновение, мало что произошло, что можно было бы назвать интеграцией. Под двумя различными логическими системами подразумевается не только внутрипобудительный процесс, возникающий при выведении причинно-следственных взаимосвязей, как в приводившихся выше примерах относительно понятия времен. Дистанция между ними даже намного больше: выстраивание логико–смысловых цепей происходит по совершенно иным принципам, что явно отражается в логике синтаксиса языка.

Например, представьте, что кто-то нанимает сотрудника на работу и говорит: “Если ты работаешь, я буду платить“. В испанском языке это обусловленное определение имеет только одно точное значение: “Если бы ты работал, а я бы тебе не заплатил, контракт был бы прерван’’; другими словами, условия контракта по работе были соблюдены. В аймара такое условие может быть изложено в виде нескольких вариантов, каждый из которых точно определяет меру нарушения условия, не только когда определенно ясно, “что ты работал или нет”, но также в случае симметричного сомнения, то есть как бы говоря: когда “ты возможно работал, а возможно не работал“.

В аймара есть несколько вариантов возможности утвердительного высказывания с различными степенями вероятности. Эти модальности проникли и в разговорный испанский язык, особенно в странах, где проживает большинство индейского населения, в Боливии и Перу, особенно в районе департамента Ла-Пас и в местах, расположенных вокруг озера Титикака. Там принято различать понятия: «может быть, я приду» и «я обязательно приду», но в испанском языке степень уверенности передается дополнительными наречиями, а в аймара  используются специальные  модальные суффиксы, призванные передать вероятность.

В испанском, как и во многих индо–европейских языках, в логических фразах присутствуют соединительные слова, определяющие их логические функции («функциаторы»). За исключением ряда случаев неправильного применения предполагающих фраз, эти слова строго соответствуют двухмерной Аристотелевой логике, известной также как ”принцип исключенной середины“. Этот принцип предполагает при высказывании умозаключений либо (точное) наличие, либо (точное) отсутствие факта как такового. В соответствии с логической системой испанского языка, логическая цепь не может изначально выстраиваться из неопределенного или сомнительного посыла, потому, что в определяющих изъяснениях, третьи, - неопределенные, - факторы неприемлемы.

В аймара таких ограничений нет. Функциаторами в изъяснениях здесь являются не слова, а суффиксы. В этом языке логические постулаты определяются со значительной степенью точности синтаксическими суффиксами, в соответствии с чем постоянно моделируются логические изъяснения, которые не всегда могут иметь аналоги в испанском языке. Некоторые из них не поддаются переводу. Большинство из таких модальных изъяснений требует принятия как должное факт наличия двухзначно-симметричного сомнения в отношении высказываемого факта: что-то может одновременно быть как правдой, так и неправдой.

Как бы ни было невероятным для тех, кто владеет испанским с его двухмерной логической системой, аймара могут приходить к определенным умозаключениям, основываясь на неопределенных, сомнительных или даже почти невероятных предпосылках. Хотя это может показаться фантастическим, в данной монографии будет математически доказано, что это возможно, потому, что есть строгие правила, управляющие суффиксами, показывающими трехмерность смысла в логических изъяснениях аймара.

Язык аймара имеет не-Аристотелеву систему логики. Этот факт ведет к возникновению ряда существенных проблем во взаимопонимании между “испано-думающими” и “аймара-думающими” людьми, даже в случае использования тех же самых слов.

Все попытки вытравить из жизни язык аймара на протяжении столетий, трехсот лет испанской колонизации и почти двух столетий правления Республики, не увенчались успехом. Даже программы по “испанизации”, попытки которых предпринимались в Боливии и Перу как средств “единения нации”, потерпели неудачу. Численность аймара-говорящих жителей сократилась только в районах, простирающихся вдоль тихоокеанского побережья Боливии и Перу, узурпированного государством Чили в 1879 году.

Интересно, что лишь несколько десятилетий понадобилось, чтобы после падения Римской Империи латинский язык говорящего на нем населения перестал быть живым, хотя имел письменность и литературу. Сегодня язык аймара, особенно с момента принятия Закона об Аграрной Реформе в Боливии, стал даже еще более распространенным, чем когда-либо.

Интересно посмотреть на причины, позволившие сохранить этот язык на протяжении более пяти веков в жестких условиях. Одной из них, несомненно, является его синтетическая структура, позволяющая эффективное общение и легкую его передачу от одного поколения  другому, сохраняя его неизменным от влияния других языков."

Многие исследователи, в том числе  Людовик Бертонио, Диего де Торрес Рубио, Вилламир де Рада придерживались точки зрения, что этот язык был создан намеренно, в соответствии с определенным планом. Радикальное мнение высказывает Вилламира де Рада в книге “Язык Адама“:

“Первое. Этот язык был организован и скоординирован еще до его формирования по некой осознанной идее, благодаря которой он стал функциональным и рациональным”.

“Второе. Абстрактные понятия о количестве и качестве, частоте и множестве, ограничении и расширении, глубине и высоте, времени и пространстве, настоящем и будущем, определяются формами и значением глаголов, как категории действия имен существительных“.

“Третье. Структура этого языка оставалась неизменной по уже указанной причине – формированию по некой осознанной идее функциональности и постоянства“.

Автор: Иван Гусман де Рохас

Источник: из книги «Логические и лингвистические проблемы общения с народом Аймара», издательство "Век информации", 2014

 

Поделиться:
Категория: Филология, лигвистика, морфология | Добавил: Alev (21.07.2014)
Просмотров: 1830 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Новые статьи

17.09.2017 Психология
Слова поддержки, которые ранят

20 распространенных ошибок в общении с людьми, страдающими от тяжелых, опасных или хронических заболеваний, разбирает психолог Дарья Кутузова.

13.09.2017 Биология, химия
Джо Диспенза: "Материализация событий в вашей жизни начинается на квантовом уровне"

Доктор Джо Диспенза (Joe Dispenza) стал одним из первых, кто начал исследовать влияние сознания на реальность с научной точки зрения. Его теория взаимосвязи между материей и сознанием принесла ему мировую известность после выхода документального фильма «Мы знаем, что делает сигнал».

11.09.2017 Социология
Как заставить свой мозг добиваться поставленных целей?

Добиться того, чего вы хотите, намного проще, чем кажется. Залог успеха – понять, чего именно вы хотите. Писатель Бенджамин Харди написал о том, как это может изменить вашу карьеру и жизнь в целом.

04.09.2017 Биология, химия
Реальность – это лишь галлюцинация: галлюциногенная лекция Анила Сета о природе сознания

Вам никогда не говорили, что вы живёте в каком-то "собственном мире"? Профессор когнитивной и вычислительной нейробиологии Анил Сет (Anil Seth) утверждает, что на самом деле сознательная реальность каждого человека – не более чем галлюцинация, созданная мозгом. И все мы постоянно галлюцинируем, а когда согласовываем наши галлюцинации, то называем их "реальностью".

26.07.2017 Биоэнергетика
Перевод с китайского: как европейцы ищут несуществующие точки и меридианы

Врач-невролог Егор Лобусов, окончивший сначала факультет фундаментальной медицины МГУ имени М. В. Ломоносова, а позже получивший полноценное четырехлетнее образование в аспирантуре Нанкинского университета традиционной китайской медицины, считает, что недопонимание принципов традиционной китайской медицины идет от неправильного перевода основополагающих терминов.

24.07.2017 Психология
14 фактов, доказывающих, что вы глупее, чем думаете

Вот 14 фактов о том, как работает наш мозг. И они доказывают, что все не так просто, как вы думаете.

17.07.2017 Биоэнергетика
О чем истерит женщина?

Дать женщине ВОЗМОЖНОСТИ и свободу для реализации. Выпихивайте истерящую женщину на любимую работу. Отправьте её к коучу, пусть он поможет ей разобраться с её богатым внутренними миром и найти ему применение.

13.07.2017 Психология
Остановить детскую истерику можно, задав всего один вопрос

Абсолютно все дети закатывают истерики. Родители интересуются: можно ли с ними что-то сделать или надо просто подождать, пока ребенок подрастет? Мама из Бразилии делится своим рецептом – он простой и работает.

13.07.2017 Социология
Как танцы помогают вашему мозгу

Танцы со своими друзьями или вашим партнером - это не просто увлекательная деятельность, предназначенная для выходных дней. Это также здоровая практика, которая имеет множество преимуществ как физически, так и умственно. Новые исследования показали связь между частым танцем и неврологическим здоровьем.

10.07.2017 Социология
Информационная дурь. Как распознавать, не допускать и избавляться

С самого раннего детства всем нам (людям) со всех сторон рассказывают, что что-то хорошо, а что-то плохо. Чему-то мы верим, что-то отвергаем, в чём-то меняем своё восприятие с веры к отвержению и наоборот. Многое узнанное нам полезно, многое отвергнуто зря. Часть воспринятого как истина, ею не является. Вот об этой части и пойдёт речь ниже.

Поиск

Форма входа

Реклама

Рекомендуем

  • Книжный интернет-магазин
  • Проект "Танцевальный клондайк"
  • Календарь творческих событий
  • Оперативная полиграфия
  • Страж здравого смысла
  • Мой бесценный XXI век